Дорогой Гость и потенциальный
читатель, профилирующие материалы настоящей Страницы размещены в трех
корзинах.
Первую (для меня самую актуальную), составляют тексты,
отражающие темы и проблематику моих интересов и занятий в Институте новых
технологий образования. Первоначально они адресовались лишь его
сотрудникам, но, возможно, могут пригодиться и кому-то еще.
Вторая включает очерки теории и культурологии дизайна в
плоскости его отношений к искусству, технике и науке.
Третья содержит статьи о музыке, преимущественно
джазовой. Хронологически большинство материалов второй и третьей
корзины предшествовало находящимся в первой и так или иначе дало
последующим ряд существенных интуиций и конструктивных импульсов.
В дополнительной корзине лежит кое-что из не укладывающегося в
основные. Мне очень хочется завязать разговор по профилю первой, о чем
я подробнее говорю в Предисловии. Бегло его просмотрев, вы легко решите,
стоит ли уделять внимание остальному.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Концептуальный дизайн
В Институте новых технологий
образования я практикую ремесло, которое те, кто им занимаются,
именуют концептуальным дизайном. Дизайн - синоним
проектирования, понимаемого максимально широко: проектирование
всего и чего угодно. Концептуальный дизайн есть проектирование
концепций. Концепция есть идеальная схема, целостная мысленная
конструкция, система взглядов на что-либо, формируемая путем отбора и
связывания большого числа отдельных концептов: элементарных идей,
частичных представлений, наименьших "клеточек", "кирпичиков", или единиц
смысла. Мое концептуальное дизайнирование можно трактовать как вид
консультационных услуг, оказываемых мною штатным и внештатным сотрудникам
Института в тех случаях, когда им это почему-либо требуется.
Кому и зачем нужны концепции
Вообще говоря, надежную концепцию того, чем мы занимаемся, к чему
стремимся и какими ресурсами располагаем, невредно иметь для спокойствия
каждому. Ведь нужда в ней становится неотложной, если по ходу нашей
деятельности перед нами внезапно возникает какое-то новое, непонятное и ни
на что прежнее непохожее затруднение или препятствие, подчас кажущееся
непреодолимым. Незачем добавлять, сколь часто в таком положении
рискует оказаться любой добросовестный учитель, не довольствующийся
рутинной механической работой от сих до сих по единожды установленным
предписаниям и шаблонам. Как же быть, если рядом, да и в отдалении нет
никого, кто сразу указал бы верный выход из тупика, в котором мы
неожиданно очутились? Остается одно: самому хорошенько подумать и
побыстрее выяснить, в чем тут проблема, насколько хорошо (чаще бывает, что
плохо) она определена, с какой стороны к ней удобнее всего подступиться,
какими путями и средствами можно было бы научиться ее решать с наименьшими
затратами труда и времени. Короче - нужна адекватная концепция.
Когда под рукой нет инструкции
Создание достаточно емкой и развитой концепции - первого шага к поиску
решений плохо определенных проблем - отнимает изрядную долю сил и времени,
особенно у тех, кто берется за это впервые. Выполняя обязанности
концептуального ассистента, я помогаю моим коллегам ускорять этот процесс
и придавать ему несколько большую продуктивность за счет кое-каких
известных мне орудий, средств и приемов. Источником последних служит для
меня общение с представителями разных профессий, занимающимися всякого
рода инновациями (в том числе, конечно, и учителями). Подобным
профессионалам приходится действовать в малоизученных областях и ситуациях
высокого риска, не имея под рукой никаких инструкций, наставлений и
руководств, заранее написанных на данный случай кем-то другим. Это
вынуждает их самих интенсивно и непрестанно думать, размышлять и
рассуждать о том, что им надлежит делать, как поступать, какие технологии
использовать в сложных, драматически напряженных, быстро и резко
меняющихся обстоятельствах. Иначе говоря - безостановочно учиться,
встраивая собственную учебу прямо в ткань своей повседневной
"производственной" деятельности, причем большинство из них стремится учить
тому же самому и своих учеников. ИНТ собирает в своих стенах людей как
раз такого склада и типа.
Счастливая возможность
У меня есть исключительно счастливая возможность встречаться с немалым
числом школьных учителей, преподающих различные предметы самыми разными
методами, но наделенных одним общим свойством. Каждый из них, несмотря
ни на что и в самых, казалось бы, безнадежных и противоречащих тому
условиях, умеет внушать своим питомцам живой интерес, устойчивое влечение
и прочную привычку к учебе. Стремясь понять, чем и как они этого
достигают, я задаю им различные вопросы касательно употребляемых ими для
того подходов, орудий, средств, и приемов. Выслушивая ответы - пытаюсь
соображать, прикидывать, описывать устно и фиксировать на бумаге какие-то
приблизительные концепты, рабочие метафоры, сжатые смысловые схемы,
структурные контуры и функциональные звенья их педагогической
деятельности, тут же обсуждаемые и уточняемые в ходе нашего разговора.
Спиралевидный процесс
Бывает, что моим собеседникам попутно приходят в голову мысли о
возможности нечто изменить в целях, тематике, задачах, методике или
организационных формах проводимых ими занятий. Как правило, они сразу
начинают искать какие-то новые альтернативы, отбирать предпочтительные
варианты и планировать эксперименты, подчас перерастающие в большие
инновационные проекты. Я, со своей стороны, охотно откликаюсь на
аналогичные инициативы очередной серией ориентировочных эскизов, что
обычно стимулирует следующий виток нашей дискуссии в рамках выше
очерченного циклического, вернее - спиралевидного процесса. Последний, идя
хоть и с переменным успехом, но по сути безостановочно, крайне важен лично
для меня и, хочется верить, не совсем бесполезен и для других участников.
Фактически все тексты из первой корзины написаны по горячим следам и
обобщают опыт такого рода поисково-дискурсивных диалогов, ведомых мною с
моими коллегами устно, по электронной почте, и в моем собственном
воображении.
Увеличивающиеся масштабы
Разрабатывая и воплощая свои замыслы учителя-новаторы неминуемо
сталкиваются со множеством непредвиденных трудностей и незнакомых им
вопросов. Нередко они делятся ими со мною, прекрасно зная, что никаких
проверенных решений или рецептов на сей счет у меня нет. Есть лишь
освоенный нами жанр взаимно обучающей беседы, при удаче помогающей
сравнительно быстро выяснять, какова природа возникшей проблемы, насколько
она сложна, и в каком направлении лучше всего искать к ней подходы и
ключи. Актуальность подобного жанра неуклонно повышается, ибо мои
коллеги берутся за все более смелые и масштабные начинания. Срочнейшее из
них - всеобъемлющая информатизация школы, а за ней (на деле от нее
неотделимая) - модернизация образования в целом во имя его превращения в
подлинно развивающее, непрерывное и открытое. Процитирую кое-что из двух
симптоматичных документов: Федеральная "Концепция образовательной области
"Информатика и информационные технологии" и Целевая программа
правительства Москвы "Развитие единой образовательной информационной среды
на 2001-2005 годы".
Глобальная информатизация
'Глобальная информатизация общества будет одной из доминирующих
тенденций цивилизации XXI века. Благодаря стремительному развитию средств
информационных и коммуникационных технологий возникает новая,
информационная среда обитания и жизнедеятельности, формируется
постиндустриальное, информационное общество. Именно поэтому перед системой
образования встает сегодня новая проблема - подготовить подрастающее
поколение к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к
жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной
среде, эффективному использованию ее возможностей и защите от негативных
воздействий. Обучение в школе должно обеспечить формирование у людей
новых компетенций, знаний и умений, способов деятельности, которые им
потребуются в новой информационной среде обитания, в том числе и для
получения образования в условиях широкого использования современных
информационных технологий обучения, а также нового целостного
миропонимания и информационного мировоззрения.' [1]
К открытому образованию
'Движение к открытому образованию является одной из основных тенденций
и перспектив развития российского и мирового образования, важнейшим
направлением модернизации. При этом открытость понимается в отношении
- источников образования;
- места, формы и технологии его получения;
- индивидуальных образовательных траекторий в рамках образовательных
систем, отвечающих основным группам, охватывающим наиболее широкий
состав обучающихся;
- взаимодействия со структурами и индивидуумами общества (родителями,
попечителями, потребителями, другими образовательными учреждениями).
- Информатизация является одним из основных инструментов в построении
моделей открытого образования.'
Вовлечение в проектирование
Кардинально важный момент: 'информационно-коммуникативная
компетентность носит "надпредметный", общеучебный, общеинтеллектуальный
характер.' Поэтому 'начало изучения информатики и информационных
технологий переносится в младшие классы' и в итоге нацелено на 'овладение
умениями эффективно использовать и самостоятельно осваивать средства
информатизации.' [1] Среди них ░ дотоле в обычной
школе неслыханное, никаким базисным планом не предусматривавшееся и не
преподаваемое учащимся умение 'осуществлять полный цикл дизайна типичных
информационных и других объектов'. Тем самым констатируется не только
лидирующая роль метода учебных проектов, но и в буквальном смысле
дизайнерская, исходно проектная установка всех предпринимаемых здесь
усилий. [1] Московская программа, чья цель - 'Создание
единой образовательной информационной среды как важнейшего условия,
инструмента и результата модернизации системы образования' утверждает
названную установку предельно категорично. 'Одним из основных
направлений реализации Программы является вовлечение всех ее
участников - и работников образования и организаций, от
учителя-предметника до Комитета образования, в процесс ее
проектирования.' (курсив мой - ЛП) [2] Последнее
направление необходимо подразумевает, что каждому учителю дается право и
возможность вносить замечания и предложения, касающиеся формирования и
развития программных целей, равно как самостоятельно искать и принимать
ответственные решения относительно выбора индивидуальных путей и средств
их достижения в рамках собственной преподавательской деятельности.
Живое видение перспективы
Предполагается также (иначе просто ничего не выйдет), что у каждого
участника будут и достаточно мощные источники внутренней мотивации. В чем
же они и откуда возьмутся? В первую очередь - в исходно-целостном и
динамическом видении того, к чему мы стремимся и какими способами
собираемся достигать намеченного. Нужно постоянно держать в уме не
отвлеченные понятия, а предметную перспективу трансформируемой нами
реальности. Иначе говоря ░ ее живой и движущийся образ, или эйдос,
мгновенно схватываемый нашим мысленным (еще лучше - к тому же и телесным)
взором. Нужда в подобном эйдосе чрезвычайно велика. Цитированная выше
Программа настойчиво подчеркивает: 'информатизация сопряжена со всем
процессом модернизации образования... она может идти эффективно только
тогда, когда руководители системы образования региона имеют видение
развития системы образования, в котором важную роль занимает
информатизация в ее полноценной форме. Это видение должны разделять
руководители и сотрудники ресурсных центров информатизации, методических
центров, в конечном итоге - руководители и работники всех образовательных
учреждений. Это видение играет существенную роль и во взаимодействии
системы образования с различными структурами власти, с общественностью,
бизнесом.' [2] Обладает ли уже кто-либо хоть
сколько-нибудь удовлетворительным индивидуально-коллективным видением
такого рода? Как его формировать? Каким путем оно должно передаваться
остальным?
Сеть, возникающая из пересечения нитей
Как вообще толковать все эти титанического размаха вызовы и как на них
реагировать? Сегодня ясно лишь следующее. Наступление глобальной
информатизации - объективно-исторический факт и хорошо бы извлечь из него
максимум пользы для модернизируемого образования при минимуме
потерь. Открытое образование - покуда лишь задание, могущее стать
данностью лишь в результате длительных совокупных усилий всех, к тому
стремящихся. Всеобщая проектная установка, обязательное
присутствие дизайна в режиме текущей работы/учебы, есть сonditio
sine qua non - непременное условие, без которого все ранее
перечисленные намерения, цели и устремления останутся втуне. Таковы
генеральные ответы, вопросов же о конкретных вещах - бездна. Поле для
концептуализирования - необъятное. Что взять за отправную точку и
путеводную нить? Увы, одной только точкой и одной нитью не
обойтись. Покуда у нас есть лишь небывало тугой клубок
плохоопределенных, чересчур общо выраженных и не очень понятно как
соотносящихся друг с другом проблем. Ближайшая задача - нащупать и
вытянуть оттуда отдельные нити попрочнее, наметить примерные места их
возможного пересечения и начать сплетать из них первичные ячейки смысловой
сети.
Продумывать в письменной форме
Все сочиненное мною по данному поводу за минувшие годы я считаю
черновыми домашними заготовками к этой грандиозной
концептуально-дизайнерской работе. Однако объем и сложность ее настолько
велики, что справляться с ней в прежней манере мне никак не удается.
Устных совещаний и семинаров с последующим обобщением и фиксацией их
итогов силами одного человека, да и любой редакционной группы, уже
недостаточно. Пора резко интенсифицировать сетевой обмен письменными
посланиями с параллельной (или минимально запаздывающей) коллективной
сборкой результирующих документов. Это позволит заметно глубже и
тщательнее продумывать, корректировать и оперативно сопрягать наши идеи в
структуре непрерывно развивающегося рабочего замысла. Последний (о чем
никак нельзя забывать) должен обязательно ревизоваться, корректироваться,
уточняться и детализироваться также и с каждым очередным шагом по
воплощению в жизнь тех или иных его элементов, граней и аспектов.
Проектно-пусковая бригада
Указанного принципа придерживается известная группа преподавателей
информатики и других предметов, некогда выступавших пионерами
информатизации снизу - на уровне отдельных классов и школ. Ныне -
уже на муниципальном и региональном уровнях - они занимаются "каскадной"
подготовкой других преподавателей, призванных продвигать это движение
вширь. Каждый из них и все они вместе неизбежно вынуждены безостановочно
концептуализировать прямое практическое взаимодействие со своими
"учениками" (а через них и "виртуально" со школьниками, которых те будут
потом обучать) по двум очевидным причинам. Во-первых, им каждый день
приходится решать беспрецедентно новые задачи, как
содержательно-методические, так и организационно-технические. Во-вторых,
находимые ими успешные решения они должны тут же текстуально-графически
"объективировать" и веерообразно распространять в документированном
(печатно-бумажном или электронном) виде среди быстро увеличивающейся
аудитории. В означенной функции они являют собой Проектно-пусковую
Бригаду, чья миссия - инициировать возрастающее само-воспроизводство и
повсеместное "вживление" аналогичных бригад в систему школьного
образования. Программы, планы и различные аспекты текущих работ этой
бригады представлены на сайте <...>
Приглашение к соучастию
Я ищу добровольцев, желающих испытать себя в роли концептуальных
ассистентов этой Бригады - сперва в качестве кандидатов-соревнователей,
далее - членов-корреспондентов, а в перспективе и деятельных
участников. Кандидаты могут присылать на Страницу любые мнения,
критические замечания, соображения, размышления и предложения: от одной
фразы до развернутого дискурса. Краткие послания (до 6-8 КБ) будут
выкладываться в Почте Страницы, длинные - как того же объема аннотации,
составленные их авторами. Тексты, отличающиеся принципиальной новизной
и актуальностью тематики, могут быть опубликованы и в большем объеме, а их
авторы - становиться членами-корреспондентами. Авторы материалов,
подходящих для практического учебного использования, будут приглашаться к
непосредственному сотрудничеству с Бригадой.
С чего начать?
Я начал бы с концептуально наиболее трудного вопроса: каково то
видение информатизации, которое, возникни оно в сознании каждого
добросовестного учителя, побудило бы последнего стать активным поборником
данного направления и по мере сил способствовать достижению его
целей. Мне кажется, прежде всего мы должны увидеть сцены
занятий, свидетельствующие о том, что использование ИКТ дает учителю и
ученикам возможность учить и учиться много большему в плане содержания, с
большей эффективностью в смысле быстроты усвоения и прочности закрепления
изученного, и с гораздо большим интересом и радостью, чем то имеет место в
"среднестатистической" школе до-компьютерной эпохи. Первую такую
воображаемую сцену я набросал осенью 1986 года в моем докладе на
состоявшемся в Президиуме АН СССР первом отчетном собрании Временного
научно-исследовательского коллектива "ШКОЛА-1". Номинальным его главой был
академик Велихов, а фактическим создателем и руководителем - доктор
физико-математических наук, профессор А.Л.Семенов. Для публикации доклад
не предназначался, но в середине 90-х был напечатан в "Информатике в
образовании" и, странное дело, вызывал некоторый положительный
отклик. Еще раз повторю: большинство моих текстов было написано по
каким-то конкретным просьбам моих коллег, или по случаю каких-то ситуаций,
требующих быстрого отклика, и чаще всего имели форму личной переписки.
Отсюда "неформальность", неизбежная беспорядочность, а зачастую и
неряшливость речи. Увы, поскольку (честно признаюсь - к моей радости)
мотивы для написания аналогичных текстов не иссякают, а скорее
прибавляются, у меня совершенно нет времени заняться их доводкой и
шлифовкой. Но, возможно, это и к лучшему: кому-то покажется более легким
вступить в текущий, хоть и с перерывами, разговор, нежели монологически
высказываться по поводу чего-то завершенного и выглядящего академически
солидно.
[1] Федеральная "Концепция образовательной
области "Информатика и информационные технологии" [2]Целевая программа правительства Москвы "Развитие единой
образовательной информационной среды на 2001-2005 годы"
|