Дорогой Гость и потенциальный читатель,
профилирующие материалы настоящей Страницы размещены в трех корзинах.

Первую (для меня самую актуальную), составляют тексты, отражающие темы и проблематику моих интересов и занятий в Институте новых технологий образования. Первоначально они адресовались лишь его сотрудникам, но, возможно, могут пригодиться и кому-то еще.

Вторая включает очерки теории и культурологии дизайна в плоскости его отношений к искусству, технике и науке.

Третья содержит статьи о музыке, преимущественно джазовой.
Хронологически большинство материалов второй и третьей корзины предшествовало находящимся в первой и так или иначе дало последующим ряд существенных интуиций и конструктивных импульсов.

В дополнительной корзине лежит кое-что из не укладывающегося в основные.
Мне очень хочется завязать разговор по профилю первой, о чем я подробнее говорю в Предисловии. Бегло его просмотрев, вы легко решите, стоит ли уделять внимание остальному.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Концептуальный дизайн

В Институте новых технологий образования я практикую ремесло, которое те, кто им занимаются, именуют концептуальным дизайном.
Дизайн - синоним проектирования, понимаемого максимально широко: проектирование всего и чего угодно.
Концептуальный дизайн есть проектирование концепций.
Концепция есть идеальная схема, целостная мысленная конструкция, система взглядов на что-либо, формируемая путем отбора и связывания большого числа отдельных концептов: элементарных идей, частичных представлений, наименьших "клеточек", "кирпичиков", или единиц смысла.
Мое концептуальное дизайнирование можно трактовать как вид консультационных услуг, оказываемых мною штатным и внештатным сотрудникам Института в тех случаях, когда им это почему-либо требуется.

Кому и зачем нужны концепции

Вообще говоря, надежную концепцию того, чем мы занимаемся, к чему стремимся и какими ресурсами располагаем, невредно иметь для спокойствия каждому. Ведь нужда в ней становится неотложной, если по ходу нашей деятельности перед нами внезапно возникает какое-то новое, непонятное и ни на что прежнее непохожее затруднение или препятствие, подчас кажущееся непреодолимым.
Незачем добавлять, сколь часто в таком положении рискует оказаться любой добросовестный учитель, не довольствующийся рутинной механической работой от сих до сих по единожды установленным предписаниям и шаблонам.
Как же быть, если рядом, да и в отдалении нет никого, кто сразу указал бы верный выход из тупика, в котором мы неожиданно очутились?
Остается одно: самому хорошенько подумать и побыстрее выяснить, в чем тут проблема, насколько хорошо (чаще бывает, что плохо) она определена, с какой стороны к ней удобнее всего подступиться, какими путями и средствами можно было бы научиться ее решать с наименьшими затратами труда и времени. Короче - нужна адекватная концепция.

Когда под рукой нет инструкции

Создание достаточно емкой и развитой концепции - первого шага к поиску решений плохо определенных проблем - отнимает изрядную долю сил и времени, особенно у тех, кто берется за это впервые.
Выполняя обязанности концептуального ассистента, я помогаю моим коллегам ускорять этот процесс и придавать ему несколько большую продуктивность за счет кое-каких известных мне орудий, средств и приемов. Источником последних служит для меня общение с представителями разных профессий, занимающимися всякого рода инновациями (в том числе, конечно, и учителями). Подобным профессионалам приходится действовать в малоизученных областях и ситуациях высокого риска, не имея под рукой никаких инструкций, наставлений и руководств, заранее написанных на данный случай кем-то другим. Это вынуждает их самих интенсивно и непрестанно думать, размышлять и рассуждать о том, что им надлежит делать, как поступать, какие технологии использовать в сложных, драматически напряженных, быстро и резко меняющихся обстоятельствах. Иначе говоря - безостановочно учиться, встраивая собственную учебу прямо в ткань своей повседневной "производственной" деятельности, причем большинство из них стремится учить тому же самому и своих учеников.
ИНТ собирает в своих стенах людей как раз такого склада и типа.

Счастливая возможность

У меня есть исключительно счастливая возможность встречаться с немалым числом школьных учителей, преподающих различные предметы самыми разными методами, но наделенных одним общим свойством.
Каждый из них, несмотря ни на что и в самых, казалось бы, безнадежных и противоречащих тому условиях, умеет внушать своим питомцам живой интерес, устойчивое влечение и прочную привычку к учебе.
Стремясь понять, чем и как они этого достигают, я задаю им различные вопросы касательно употребляемых ими для того подходов, орудий, средств, и приемов. Выслушивая ответы - пытаюсь соображать, прикидывать, описывать устно и фиксировать на бумаге какие-то приблизительные концепты, рабочие метафоры, сжатые смысловые схемы, структурные контуры и функциональные звенья их педагогической деятельности, тут же обсуждаемые и уточняемые в ходе нашего разговора.

Спиралевидный процесс

Бывает, что моим собеседникам попутно приходят в голову мысли о возможности нечто изменить в целях, тематике, задачах, методике или организационных формах проводимых ими занятий. Как правило, они сразу начинают искать какие-то новые альтернативы, отбирать предпочтительные варианты и планировать эксперименты, подчас перерастающие в большие инновационные проекты.
Я, со своей стороны, охотно откликаюсь на аналогичные инициативы очередной серией ориентировочных эскизов, что обычно стимулирует следующий виток нашей дискуссии в рамках выше очерченного циклического, вернее - спиралевидного процесса. Последний, идя хоть и с переменным успехом, но по сути безостановочно, крайне важен лично для меня и, хочется верить, не совсем бесполезен и для других участников. Фактически все тексты из первой корзины написаны по горячим следам и обобщают опыт такого рода поисково-дискурсивных диалогов, ведомых мною с моими коллегами устно, по электронной почте, и в моем собственном воображении.

Увеличивающиеся масштабы

Разрабатывая и воплощая свои замыслы учителя-новаторы неминуемо сталкиваются со множеством непредвиденных трудностей и незнакомых им вопросов. Нередко они делятся ими со мною, прекрасно зная, что никаких проверенных решений или рецептов на сей счет у меня нет. Есть лишь освоенный нами жанр взаимно обучающей беседы, при удаче помогающей сравнительно быстро выяснять, какова природа возникшей проблемы, насколько она сложна, и в каком направлении лучше всего искать к ней подходы и ключи.
Актуальность подобного жанра неуклонно повышается, ибо мои коллеги берутся за все более смелые и масштабные начинания. Срочнейшее из них - всеобъемлющая информатизация школы, а за ней (на деле от нее неотделимая) - модернизация образования в целом во имя его превращения в подлинно развивающее, непрерывное и открытое. Процитирую кое-что из двух симптоматичных документов: Федеральная "Концепция образовательной области "Информатика и информационные технологии" и Целевая программа правительства Москвы "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы".

Глобальная информатизация

'Глобальная информатизация общества будет одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая, информационная среда обитания и жизнедеятельности, формируется постиндустриальное, информационное общество. Именно поэтому перед системой образования встает сегодня новая проблема - подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей и защите от негативных воздействий.
Обучение в школе должно обеспечить формирование у людей новых компетенций, знаний и умений, способов деятельности, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, в том числе и для получения образования в условиях широкого использования современных информационных технологий обучения, а также нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения.' [1]

К открытому образованию

'Движение к открытому образованию является одной из основных тенденций и перспектив развития российского и мирового образования, важнейшим направлением модернизации. При этом открытость понимается в отношении

  • источников образования;
  • места, формы и технологии его получения;
  • индивидуальных образовательных траекторий в рамках образовательных систем, отвечающих основным группам, охватывающим наиболее широкий состав обучающихся;
  • взаимодействия со структурами и индивидуумами общества (родителями, попечителями, потребителями, другими образовательными учреждениями).
  • Информатизация является одним из основных инструментов в построении моделей открытого образования.'

Вовлечение в проектирование

Кардинально важный момент: 'информационно-коммуникативная компетентность носит "надпредметный", общеучебный, общеинтеллектуальный характер.' Поэтому 'начало изучения информатики и информационных технологий переносится в младшие классы' и в итоге нацелено на 'овладение умениями эффективно использовать и самостоятельно осваивать средства информатизации.' [1]
Среди них ░ дотоле в обычной школе неслыханное, никаким базисным планом не предусматривавшееся и не преподаваемое учащимся умение 'осуществлять полный цикл дизайна типичных информационных и других объектов'. Тем самым констатируется не только лидирующая роль метода учебных проектов, но и в буквальном смысле дизайнерская, исходно проектная установка всех предпринимаемых здесь усилий. [1]
Московская программа, чья цель - 'Создание единой образовательной информационной среды как важнейшего условия, инструмента и результата модернизации системы образования' утверждает названную установку предельно категорично.
'Одним из основных направлений реализации Программы является вовлечение всех ее участников - и работников образования и организаций, от учителя-предметника до Комитета образования, в процесс ее проектирования.' (курсив мой - ЛП) [2] Последнее направление необходимо подразумевает, что каждому учителю дается право и возможность вносить замечания и предложения, касающиеся формирования и развития программных целей, равно как самостоятельно искать и принимать ответственные решения относительно выбора индивидуальных путей и средств их достижения в рамках собственной преподавательской деятельности.

Живое видение перспективы

Предполагается также (иначе просто ничего не выйдет), что у каждого участника будут и достаточно мощные источники внутренней мотивации. В чем же они и откуда возьмутся?
В первую очередь - в исходно-целостном и динамическом видении того, к чему мы стремимся и какими способами собираемся достигать намеченного. Нужно постоянно держать в уме не отвлеченные понятия, а предметную перспективу трансформируемой нами реальности. Иначе говоря ░ ее живой и движущийся образ, или эйдос, мгновенно схватываемый нашим мысленным (еще лучше - к тому же и телесным) взором.
Нужда в подобном эйдосе чрезвычайно велика. Цитированная выше Программа настойчиво подчеркивает: 'информатизация сопряжена со всем процессом модернизации образования... она может идти эффективно только тогда, когда руководители системы образования региона имеют видение развития системы образования, в котором важную роль занимает информатизация в ее полноценной форме. Это видение должны разделять руководители и сотрудники ресурсных центров информатизации, методических центров, в конечном итоге - руководители и работники всех образовательных учреждений. Это видение играет существенную роль и во взаимодействии системы образования с различными структурами власти, с общественностью, бизнесом.' [2]
Обладает ли уже кто-либо хоть сколько-нибудь удовлетворительным индивидуально-коллективным видением такого рода? Как его формировать? Каким путем оно должно передаваться остальным?

Сеть, возникающая из пересечения нитей

Как вообще толковать все эти титанического размаха вызовы и как на них реагировать?
Сегодня ясно лишь следующее.
Наступление глобальной информатизации - объективно-исторический факт и хорошо бы извлечь из него максимум пользы для модернизируемого образования при минимуме потерь.
Открытое образование - покуда лишь задание, могущее стать данностью лишь в результате длительных совокупных усилий всех, к тому стремящихся.
Всеобщая проектная установка, обязательное присутствие дизайна в режиме текущей работы/учебы, есть сonditio sine qua non - непременное условие, без которого все ранее перечисленные намерения, цели и устремления останутся втуне.
Таковы генеральные ответы, вопросов же о конкретных вещах - бездна. Поле для концептуализирования - необъятное. Что взять за отправную точку и путеводную нить?
Увы, одной только точкой и одной нитью не обойтись.
Покуда у нас есть лишь небывало тугой клубок плохоопределенных, чересчур общо выраженных и не очень понятно как соотносящихся друг с другом проблем.
Ближайшая задача - нащупать и вытянуть оттуда отдельные нити попрочнее, наметить примерные места их возможного пересечения и начать сплетать из них первичные ячейки смысловой сети.

Продумывать в письменной форме

Все сочиненное мною по данному поводу за минувшие годы я считаю черновыми домашними заготовками к этой грандиозной концептуально-дизайнерской работе. Однако объем и сложность ее настолько велики, что справляться с ней в прежней манере мне никак не удается. Устных совещаний и семинаров с последующим обобщением и фиксацией их итогов силами одного человека, да и любой редакционной группы, уже недостаточно.
Пора резко интенсифицировать сетевой обмен письменными посланиями с параллельной (или минимально запаздывающей) коллективной сборкой результирующих документов. Это позволит заметно глубже и тщательнее продумывать, корректировать и оперативно сопрягать наши идеи в структуре непрерывно развивающегося рабочего замысла. Последний (о чем никак нельзя забывать) должен обязательно ревизоваться, корректироваться, уточняться и детализироваться также и с каждым очередным шагом по воплощению в жизнь тех или иных его элементов, граней и аспектов.

Проектно-пусковая бригада

Указанного принципа придерживается известная группа преподавателей информатики и других предметов, некогда выступавших пионерами информатизации снизу - на уровне отдельных классов и школ. Ныне - уже на муниципальном и региональном уровнях - они занимаются "каскадной" подготовкой других преподавателей, призванных продвигать это движение вширь. Каждый из них и все они вместе неизбежно вынуждены безостановочно концептуализировать прямое практическое взаимодействие со своими "учениками" (а через них и "виртуально" со школьниками, которых те будут потом обучать) по двум очевидным причинам.
Во-первых, им каждый день приходится решать беспрецедентно новые задачи, как содержательно-методические, так и организационно-технические. Во-вторых, находимые ими успешные решения они должны тут же текстуально-графически "объективировать" и веерообразно распространять в документированном (печатно-бумажном или электронном) виде среди быстро увеличивающейся аудитории.
В означенной функции они являют собой Проектно-пусковую Бригаду, чья миссия - инициировать возрастающее само-воспроизводство и повсеместное "вживление" аналогичных бригад в систему школьного образования. Программы, планы и различные аспекты текущих работ этой бригады представлены на сайте <...>

Приглашение к соучастию

Я ищу добровольцев, желающих испытать себя в роли концептуальных ассистентов этой Бригады - сперва в качестве кандидатов-соревнователей, далее - членов-корреспондентов, а в перспективе и деятельных участников.
Кандидаты могут присылать на Страницу любые мнения, критические замечания, соображения, размышления и предложения: от одной фразы до развернутого дискурса. Краткие послания (до 6-8 КБ) будут выкладываться в Почте Страницы, длинные - как того же объема аннотации, составленные их авторами.
Тексты, отличающиеся принципиальной новизной и актуальностью тематики, могут быть опубликованы и в большем объеме, а их авторы - становиться членами-корреспондентами.
Авторы материалов, подходящих для практического учебного использования, будут приглашаться к непосредственному сотрудничеству с Бригадой.

С чего начать?

Я начал бы с концептуально наиболее трудного вопроса: каково то видение информатизации, которое, возникни оно в сознании каждого добросовестного учителя, побудило бы последнего стать активным поборником данного направления и по мере сил способствовать достижению его целей.
Мне кажется, прежде всего мы должны увидеть сцены занятий, свидетельствующие о том, что использование ИКТ дает учителю и ученикам возможность учить и учиться много большему в плане содержания, с большей эффективностью в смысле быстроты усвоения и прочности закрепления изученного, и с гораздо большим интересом и радостью, чем то имеет место в "среднестатистической" школе до-компьютерной эпохи.
Первую такую воображаемую сцену я набросал осенью 1986 года в моем докладе на состоявшемся в Президиуме АН СССР первом отчетном собрании Временного научно-исследовательского коллектива "ШКОЛА-1". Номинальным его главой был академик Велихов, а фактическим создателем и руководителем - доктор физико-математических наук, профессор А.Л.Семенов. Для публикации доклад не предназначался, но в середине 90-х был напечатан в "Информатике в образовании" и, странное дело, вызывал некоторый положительный отклик.
Еще раз повторю: большинство моих текстов было написано по каким-то конкретным просьбам моих коллег, или по случаю каких-то ситуаций, требующих быстрого отклика, и чаще всего имели форму личной переписки. Отсюда "неформальность", неизбежная беспорядочность, а зачастую и неряшливость речи. Увы, поскольку (честно признаюсь - к моей радости) мотивы для написания аналогичных текстов не иссякают, а скорее прибавляются, у меня совершенно нет времени заняться их доводкой и шлифовкой. Но, возможно, это и к лучшему: кому-то покажется более легким вступить в текущий, хоть и с перерывами, разговор, нежели монологически высказываться по поводу чего-то завершенного и выглядящего академически солидно.


[1] Федеральная "Концепция образовательной области "Информатика и информационные технологии"
[2]Целевая программа правительства Москвы "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы"

 

╘ Институт новых технологий
intsite@int-edu.ru