Об авторе: Булин-Соколова Е.И., доктор пед.наук, профессор кафедры психологии младшего школьника Института детства Московского государственного педагогического университета; заведующий кафедрой информационных технологий в образовании Института детства МПГУ.

Все мы хорошо знаем, что дети — разные. Естественно ожидать, и это на самом деле так, что и учиться им надо по-разному. Однако, множество элементов системы образования одинаковы для всех детей. И это выглядит столь же неминуемым, как различие в детях. Все дети должны прийти на первый урок в 8.30, у всех детей в классе одна и та же учительница, все дети пытаются слушать одно и то же объяснение у доски, получают в руки одинаковые книги и тетради. Что намного важнее - мы хотим достичь ото всех детей одних и тех же результатов: например, знания одних и тех же правил арифметики и грамматики. И здесь начинаются сложности, о которых мы будем говорить дальше.

Однако, входя во взрослый мир, дети оказываются в разных условиях, занимают разные рабочие места, могут выбирать себе область деятельности, виды развлечения, круг друзей и семью по желанию. Мы часто говорим: "как ужасно было бы, если бы все были одинаковы". У разных людей (детей) —разные характеры, разные интересы, особенности здоровья и особенности восприятия мира. Одни лучше понимают вещи, когда их наблюдают; другие - когда слушают рассказы (включается воображение, фантазия, возникают яркие картины и т.д.). Третьи — в процессе собственной деятельности, перебирая карточки, складывая узор, выстраивая последовательность фигур, собирая из конструктора модель, сортируя, раскрашивая и т.д. Есть дети, которые любят что-то объяснять другим, даже если сами еще не очень поняли существа дела, и по ходу объяснения формируют собственное понимание. Дети одного и того же возраста обладают различными возможностями (одни могут сидеть на месте без движения и сосредоточенно слушать или делать что-то самостоятельно 15 минут, другие - 3 минуты, одни могут мгновенно переключиться с одного вида деятельности на другой, другим на это требуется время и т.д.) Не каждый способен быстро отвлечься от чувства обиды или неудобного воротника и начать внимательно слушать, что говорит учитель.
 
Говоря о разных способностях детей, мы не имеем в виду то словоупотребление, которое мы часто слышим в школе и дома: "этот ребенок способный, а этот совсем не способный". Мы же говорим о том, что у разных детей имеются способности в разных областях, в частности, есть просто разные виды интеллекта. Жизнь в школе, безусловно, должна способствовать максимальному развитию самых разных способностей и навыков ребенка, расширению его внутренних возможностей. Для этого в школе должны быть созданы соответствующие условия, а школьная среда обитания и учения должна быть насыщена предметами и инструментами для работы разных детей, для обеспечения их индивидуального и разностороннего развития в своем темпе и своим путем.

Активная модель организации жизни в начальной школе

Существует небольшое число конкретных базовых ЗУНов, которыми должны обладать все выпускники начальной школы. Они должны, в частности, уметь читать, писать и считать. Существуют и общие, называемые иногда общеучебными, умения. К ним относятся умения собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, открывать что-то новое, принимать решения и делать выбор. Эти умения можно было бы назвать даже не общеучебными, а общеинтеллектуальными, поскольку они нужны не только в учебной, но и в интеллектуальной деятельности человека вообще. Поскольку такого сорта деятельность становится все более существенной на большинстве рабочих мест, в большинстве профессий, то речь идет вообще о жизненных умениях. (Сейчас стало модным, следуя за некоторыми западными источниками, говорить о компетенциях, или о компетентностях, под которыми понимается умение применять знания и навыки в определенной области в различных реальных практических ситуациях). 
Есть и еще умения — сопереживать другому человеку, действовать сообща, чувствовать прекрасное, давать моральную оценку своим желаниям и поступкам и следовать нормам, принципам и правилам.
 
Для формирования этих умений (и самых конкретных, базовых, и самых обобщенных и возвышенных), есть много путей. Выбор пути формирования умений определяет школу. На результат влияют как условия, целенаправленно создаваемые учителем, так и случайные обстоятельства (проболел, совпал интерес к увиденному по телевизору с проходимой в школе темой) и ситуации (нелюбимый учитель, в школе нет химреактивов), а также исходными способностями и типом личности ученика.
 
Одним из основных направлений развития современного образования, в частности, должна быть большая степень его индивидуализации, когда мы начнем меньше требовать одного и того же ото всех, но достигать больше своего для каждого и намного большего — для всех вместе.
 
При этом даже для конкретных ЗУНов, которые должен получить каждый (таких как умение складывать числа), будут выбираться индивидуальные пути их усвоения. Обобщенные ЗУНы будут формироваться и на этих разных путях для общих конкретных ЗУНов и на разном материале для разных учащихся. Поощряться и оцениваться будут индивидуальные достижения во всем их разнообразии. Во всем постигаемом индивидуально мы будем добавлять ученику наше признание и формальные баллы за то, что он сделал, а не вычитать за то, что он не сумел.
 
Говоря об образовательной среде и о материальных и информационных средствах, используемых в образовательном процессе, мы часто сосредотачиваемся на том, в какой степени среда соответствует задаче освоения данной системы ЗУНов - конкретного предметного содержания. Мы далеки от того, чтобы преуменьшать роль ЗУНов и роль образовательной среды в их формировании, однако хотели бы остановиться на другом. С течением времени и в образовании и в человеческой цивилизации в целом становится все более ясно, что важнейшим результатом образования являются некоторые общие модели деятельности человека, в том числе, интеллектуальной деятельности, хотя и не только.
 
Речь идет о планировании человеком своей работы и корректировке планов, о способности к контролю результатов работы, ее хода и своего поведения, о кооперации и разделении труда, о стратегиях индивидуального и общего выигрыша, об анализе своего опыта и поиске закономерностей, об умении делать произвольный выбор, строить модели социальных ситуаций и примерять на себя роли, умении спорить, отстаивать свою точку зрения, понимать и принимать точку зрения оппонента и т.д.
 
Замечательно, что многие из умений, которые упомянуты выше, важность которых в общем-то никогда не отрицалась, легко достигаются в тех или иных детских играх и весьма проблематично, с трудом  в ситуации урока. Более того, начиная обсуждать это и с практическими российскими учителями, и с профессионалами науки-педагогики наталкиваешься на то, что указанные умения действительно трудно совмещаются с общепринятым  содержанием образования¦. В лучшем случае тебе скажут, что все относится к воспитанию и, конечно, воспитание необыкновенно важно, но вот собеседник занимается другим.
 
Не пытаясь провести грань между воспитанием и обучением в образовательном процессе, мы все же попытаемся оспорить сформулированную пессимистическую точку зрения. Мы постараемся обосновать надежду на то, что эффективное достижение стандартных ЗУНов может осуществляться в ходе образовательного процесса, в котором будут широко использоваться модели деятельности (в том числе — игровые), явно и недвусмысленно соотносящиеся с интересующими нас умениями. При этом достаточно существенной оказывается образовательная среда, в которой учебный процесс осуществляется ее субъектами - учеником и учителем.

Организация пространства начальной школы

В начальной школе богатая универсальная учебная среда желательна в каждой классной комнате, однако возможный вариант - наличие кабинетов с особенно богатой средой. Она может быть создана, например, в большей, чем обычные классы, комнате, где учащиеся начальной школы имеют и технологические мастерские, и естественнонаучную лабораторию, и керамический завод, и собственную художественную галерею, и видеостудию, и медиатеку (современную библиотеку, сочетающую книги и другие информационные источники на разнообразных аудио, видео и компьютерных носителях, с возможностью для учащегося искать, обрабатывать, коллекционировать, передавать или готовить для представления другим информацию).
 
Наличие в школе даже одного компьютера с мультимедийным проектором, позволяющим передавать изображение с компьютера или видеомагнитофона на экран для работы с целым классом или даже большим залом, существенно меняет и способ представления материала учителем и работу "у доски". Учитель может сопровождать свой рассказ заранее подготовленными иллюстрациями. Основные тезисы выступления или факты, которые нужно запомнить, могут также быть выделены на экране. Работа с текстом (например, его редактирование) происходит гораздо эффективнее, если ее можно осуществлять прямо на глазах у всего класса, с участием всех. Имея проектор, естественно показывать всему классу и детские сочинения с иллюстрациями. Зная, что твою работу будут смотреть все, каждому хочется сделать ее интересней, снабдить картинками, проверить лишний раз, нет ли ошибок.
 
Особое внимание хочется обратить на необходимость создания для учащихся начальной школы многофункционального помещения, в котором школьный психолог, воспитатель группы продленного дня, преподаватель классов коррекции и т.д. могли бы организовывать индивидуальные занятия или работу с небольшой группой детей, помогая им справиться со специфическими психологическими, физиологическими проблемами, помочь избавиться от плохого настроения или решать индивидуальные проблемы: будь то развитие внимания учащихся или умение концентрироваться, тренировка мелкой моторики или развитие координации движений и т.д. Бывает достаточно важно в течение учебного дня какому-то ребенку получить возможность (иногда даже и во время урока) побыть одному, оценить неадекватность своего состояния и попытаться самостоятельно или с помощью доброжелательно настроенного взрослого преодолеть его, чтобы вновь вернуться к занятиям. Кому-то из детей может оказаться достаточно полезно получить возможность избавиться от "лишней" энергии и агрессии (например, надев боксерские перчатки, "помутузить" "грушу" или что есть силы попинать футбольный мяч, привязанный специальной резинкой к поясу игрока, так, чтобы не пострадали окружающие люди и предметы. Такое помещение можно условно назвать "Психомоторной комнатой" или "Комнатой психологической разгрузки" и, естественно, оно должно содержать достаточно большое разнообразие специально подобранных для работы в нем предметов.

Организация пространства классной комнаты

Сказанное выше о разнообразии путей в учении получает разнообразную реализацию и поддержку в школе будущего, которую мы создаем сегодня. Современный урок предусматривает различные виды деятельности, сменяющие друг друга в ходе урока. Более того, разные дети одного класса одновременно могут быть вовлечены в разные виды деятельности. Естественно, это требует особой организации пространства класса начальной школы. Класс в каждый момент урока имеет зоны для различных видов активности, между которыми перемещаются учащиеся. В силу ограниченности физического пространства, оно в классе оказывается трансформируемым, когда это нужно.
 
Все дети слушают учительницу, которая что-то пишет на доске или показывает на экране, сопровождая пояснениями. Когда нужно, учительница оказывается в центре круга, одинаково близко ото всех и легко видит, что у детей в тетрадях. Возможно и такое, что учительница читает и обсуждает сказку с пятью детьми, кто-то в другом углу класса слушает в наушниках музыку или работает с компьютером, а кто-то расставляет на места рабочие материалы, использовавшиеся на уроке.
 
Современная школа не обеспечивает свободного передвижения детям, навязывает сидячий образ жизни. Несмотря на то, что сегодня большинству детей кажется, что они много свободно двигаются, ученые, врачи и учителя говорят о дефиците движений детей, приводящем к увеличению количества детей с плохой осанкой, возникновению проблем со здоровьем. Дети неподвижно сидят за партами на уроках, им чаще всего не разрешается бегать даже во время перемены по школьным коридорам, не говоря уже о классной комнате. А движение для человека, особенно для ребенка - это жизнь. 
 
Мы призываем к большей двигательной активности во время урока (смена видов работы, позы, перемещения по классу с той или иной учебной целью) и за активные паузы между уроками. 
 
Перемены дети должны проводить в спортивных подвижных играх, которые будут компенсировать сидячие занятия, для этого желательно иметь некоторый минимальный инвентарь (скакалки, кегли, резиночки для прыжков, педали для балансировки и т.д.).
 
Мы привыкли к тому, что в наших школах преобладает стандартное расположение мебели в классной комнате: парты для учеников, стоящие рядами (хотя партами их называют только по традиции, это обычные столы и стулья), ориентированы на классную доску и стол для учителя. Уже само по себе такое расположение мебели предполагает "учителецентрическую модель обучения", которая закрепляется повторяемыми учителем стандартными фразами: "все внимание - на меня", "глаза - на меня", "уши - на меня" и т.д.
 
Эта модель организации жизни в начальной школе предполагает, что именно учитель является активным участником образовательного процесса: все смотрят на него, подражают ему, слушают только его, повторяют за ним и только тогда, когда он разрешит. Учитель является актером на классной сцене и часто все действо так и остается театром одного актера. Даже если формально несколько учащихся сделали нечто по просьбе учителя, в результате этого они все еще не стали активными участниками образовательного процесса, строителями собственных знаний, собирателями информации на интересующую их тему, исследователями происходящих у них на глазах, при их непосредственном участии процессов. Учитель, являясь на уроке практически единственным источником информации, как правило, сообщая нечто, тем самым дает ответ на вопрос, который еще не возник в сознании учащихся. Тем самым включенность большей части класса и мотивация к предлагаемой учителем деятельности остается достаточно низкой.
 
Выстраивая "активную" модель школы, мы предполагаем, что учитель становится организатором всего происходящего в классе, умело ставит перед детьми проблемы и учит самостоятельно находить решения путем совместного обсуждения, поиска нужной информации в разных источниках (в справочниках, энциклопедиях, в Интернете, путем эксперимента и самостоятельных размышлений и т.д.). Учитель вместе с детьми действует, чему-то учится, что-то исследует, читает, рисует, пишет на компьютере, помогает и сочувствует своим подопечным, дает им советы и советуется с ними, делится опытом, совместно с учащимися планирует дальнейшие действия.
 
Возвращаясь к теме расстановки мебели и организации пространства, заметим, что для разных моделей урока требуется различная обстановка:
  • обсуждать что-то удобно, расположившись в кругу (или расставив парты в "каре", так чтобы все видели друг друга и учитель, если он ведет обсуждение, мог бы смотреть в глаза каждому ребенку);
  • в случае, когда у нескольких детей есть общая задача, им естественно сидеть вместе и иметь возможность распределить между собой работу, ассистировать друг другу по мере необходимости, обсуждать и совместно формулировать результаты;
  • необходимость самостоятельной работы с книгой, за компьютером, с индивидуальным заданием на карточке, написание сочинения и т.д. предполагает отдельное рабочее место, (чтобы легче было сосредоточиться, собраться с мыслями), хотя можно сидеть и парами, как это принято в традиционной школе;
  • для возведения на полу большого города, дворца или средневекового замка из картона или кубиков ЛЕГО, с тем, чтобы про созданное говорить, писать или снимать фильм, необходимо сдвинуть столы и стулья к стенам и освободить пространство в центре класса для ролевого действа;
  • для того, чтобы послушать рассказ или обсудить какой-то вопрос всем классом в конце дня, когда дети устали, всем вместе с учителем иногда бывает удобно расположиться в той части комнаты, где на полу есть коврик, спортивный мат или диванчики, а может быть горка мягких больших подушек, с тем, чтобы можно было комфортно устроиться, расслабиться и принять удобные позы; 
  • некоторым детям в соответствии с их настроением (например, для того, чтобы успокоиться) или самочувствием (устал, болит голова, все вокруг вызывает раздражение и мешает жить) требуется хотя бы на какое-то время уединиться. В таких случаев можно использовать Психомотороную комнату. Но можно и в классе отвести уголок или соорудить с помощью родителей или местных строителей антресоли или гамаки под потолком. Ребенок с разрешения учителя может взобраться по лесенке с тем, чтобы послушать в наушниках музыку или сказку, почитать книжку или подумать о жизни. 
Для различных изменений пространства необходимо иметь в школе легко перемещаемую самими учащимися мебель. Хорошо бы, чтобы это были модули, из которых при необходимости можно было бы сконструировать лестницу, лабиринт, теремок и т.д. Такая мебель разработана, апробирована и последние несколько лет активно внедряется в практику в европейских и в российских школах. Современная учебная мебель может поддерживать и возможность для всех учащихся заниматься одним и тем же, но в разных позах, с разным уровнем двигательной активности.
 
Тщательные исследования сангигиенистов показали, что отсутствие у стула спинки, вынуждает детей держать спину прямо, сохранять равновесие при неустойчивом положении стула, тем самым тренируются соответствующие мышцы и позвоночник, что способствует укреплению осанки и профилактике сколиоза, который при многочасовом сидении учащихся начальной школы прогрессирует. Возможность в течение урока несколько раз менять позу, в том числе сидеть и раскачиваться на стуле в то время, когда происходит обсуждение (дома на обычном стуле мама никогда не разрешает это делать), снижает утомляемость, помогает гиперактивным детям. Выпускники такой начальной школы легче концентрируются, проявляют больший уровень работоспособности, самоконтроля и дисциплинированности, чем в контрольных группах.
 
Стулья-качалки, столы и полочки организуются в десятки мебельно-архитектурных ансамблей в классе, а могут и выстроиться в три этажа у стенки и освободить помещение.
 
Мы, безусловно, далеки от мысли, что все должны срочно пересесть именно на такую мебель. Прежде всего, такое решение требует финансирования, обсуждения с учителями, родителями, в конце концов это вопрос вкуса. Что важно, так это понимание того, что проблема с традиционной школьной мебелью (ее большим весом, несоответствием росту конкретного ребенка) существует и решать ее путем внесения в класс дополнительных предметов (типа упомянутых диванчиков, больших резиновых мячей для сидения или скамеечек без спинки), а также смены видов деятельности можно и нужно. И с существующей сегодня в школе мебелью можно организовать более динамичную среду. Надо только не бояться переставлять предметы в классе в зависимости от задач, решаемых на конкретном уроке.

Элементы среды классной комнаты 

Элементы образовательной среды можно очень условно расклассифицировать на используемые преимущественно учителем (демонстрационные) и используемые преимущественно учащимися (лабораторные или раздаточные). Кроме этого, их можно разделить по образовательным областям и видам деятельности. Эти деления весьма условны, желательно, чтобы каждый объект использовался в разных областях и в разных видах учебной деятельности.
 
Для поддержки разных видов деятельности в классе необходимо обеспечить максимальное разнообразие материальной и информационной среды. Мы будем упоминать наиболее оптимальные на наш взгляд современные варианты наполнения образовательной среды начальной школы, что требует материальных затрат. Нужно, однако, подчеркнуть, что общие идеи деятельностного изменения содержания образования возможно начать реализовывать и без значительных денежных вложений.
 
Важнейшим аспектом является не оборудование, а изменение позиции учителя. Например, для формирования у ребенка представления о числе и количестве, необходимо большое разнообразие счетного материала. Существует много вариантов замечательно сделанного счетного материала, но можно с успехом использовать и различные подсобные материалы: спички, горох, желуди, палочки.
 
В классе могут быть области с фиксированным предназначением - несколько компьютеров с наушниками, что-то живое, за чем интересно наблюдать и что требует ухода и заботы, а также краски, керамика и т.д.
 
В процесс формирования такого образа класса вложили свой вклад почти все выдающиеся педагоги-мыслители и педагоги-практики двадцатого столетия, от Монтессори и Штайнера, до Выготского и Пиаже, на него оказали влияние и гиганты игровой индустрии, такие как ЛЕГО.
 
Для воспитания детей немаловажно и то, что школа может оказаться местом, где дети знакомятся с настоящими вещами. Хорошо, если там можно найти настоящее дерево, металл, камень, самому обжечь глину, спрясть шерсть, сколотить скворечник. Если школа не может позволить себе наличие нескольких отдельных помещений для организации специфических видов деятельности (кабинет технологии для начальной школы или детскую естественнонаучную лабораторию), то можно предложить организовать в основном кабинете несколько (по крайней мере, четыре) центров активности, с расположенными в них соответствующими материалами для самостоятельной и групповой работы. Это:
  1. группа материалов для организации занятий по математике;
  2. материалы и инструменты для работы по развитию речи, чтению, созданию письменных текстов;
  3. приборы и оборудование для естественнонаучных испытаний;
  4. множество инструментов для конструирования, лепки, рисования, вырезания и т.д.
Аспекты модернизации российской школы. Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. — М.: ГУ ВШЭ. 2001. — 164с.