Библиотечка учителя математики. Уроки с АвтоГрафом. Выпуск 4
        СТЕРЕОМЕТРИЯ Не знакомы с АвтоГрафом?


Содержание

Предварительный опрос - картинка для показа всему классу на маркерной доске.
Упражнения
    Упражнение в браузере - интерактивное упражнение, для которого потребуется бесплатный веб-плеер АвтоГрафа и любой веб-браузер.
    Упражнения в АвтоГрафе - интерактивные упражнения на закрепление полученных знаний, которые выполняются в программе АвтоГраф.
Видеоурок наглядно показывает, как в АвтоГрафе можно построить куб и все его плоскости симметрии.
Полезные советы - маленькие хитрости для просмотра свойств трехмерных объектов.

Предварительный опрос

Быстрый предварительный опрос поможет выявить пробелы в знаниях учеников и скорректировать план урока.
Покажите классу эту картинку, дайте 30 секунд на размышление, а затем попросите поднять пальцы: 1 - за А, 2 - за B и т.д.

Reflection Diagnostic Question

Упражнения

Упражнение в браузере - исследование конических сечений

Чтобы работать с веб-упражнениями АвтоГрафа, сам АвтоГраф не нужен, достаточно его бесплатного плеера.

  • Краткая инструкция по установке плеера



  • Упражнения в АвтоГрафе

    Для выполнения этих упражнений требуется программа АвтоГраф. Скачать ее пробную 29-дневную версию вы можете здесь. Купить программу можно на веб-странице интернет-магазина Института новых технологий.
    Упражнения этого раздела нацелены на закрепление полученных знаний.


    Упражнение 1 - Преобразование трехмерных фигур

    Загрузите файл чертежа 1. Transformations in 3D.agg.


    •   Чтобы повернуть пространственный объект, нам нужна прямая линия, а не точка. Можете ли вы объяснить, почему?
    •   Зеленая фигура получена поворотом синей фигуры на 90o по часовой стрелке вокруг прямой x = 1. Если вы перетащите один из углов исходной фигуры, то какой именно угол будет двигаться у фигуры, полученной в результате ее поворота? Попробуйте это предсказать заранее.
    •   Что происходит при изменении угла поворота? Выделите полученную в результате поворота фигуру и используйте инструмент Управление анимацией  .
    •   Чтобы добавить еще одну фигуру, которую можно получить поворотом, добавьте точку в пространстве, щелкните правой кнопкой мыши и выберите линию, параллельную одной из осей. Затем выделите линию и фигуру (для одновременного выбора нескольких объектов необходимо удерживать клавишу "Shift"), щелкните правой кнопкой мыши и в контекстном меню выберите пункт Поворот вокруг прямой.
    •   Поэкспериментируйте с поворотами фигур - это интересно!
    •   Попробуйте сами найти способ, как проводить операции отражения и масштабирования в АвтоГрафе.

    Упражнение 2 - Теорема Пифагора и тригонометрия в трехмерном пространстве

    Загрузите файл чертежа 2. 3D Trig.agg.



    Задание
    Найдите длину диагонали куба со стороной 2.

    •   Используйте инструмент Перетащить  , чтобы посмотреть на куб со всех сторон.
    •   Как можно вычислить длину диагонали?
    •   Существуют ли в кубе прямоугольные треугольники, которые могут помочь выполнить задание? Добавьте на чертеж отрезки, чтобы построить такой прямоугольный треугольник. Для этого выделите точки в двух углах, щелкните правой кнопкой мыши и выберите пункт Отрезок прямой.
    •   Чтобы увидеть длину отрезка, отметьте галочкой пункт Строка состояния в меню Вид и выделите отрезок, длину которого вы хотите измерить.
    •   Чтобы увидеть значение угла, выделите его стороны, щелкните правой кнопкой мыши и выберите пункт Угол между прямыми.

    Упражнение 3 - Объем тела вращения

    Загрузите файл чертежа 3. volume of revolution.agg.


    Построение тел вращения в трехмерном пространстве с помощью АвтоГрафа - это действительно красиво!
    •   Предложите ученикам нарисовать тело, которое получится при вращении на 360° вокруг оси x плоской фигуры, затененной на чертеже.
    •   Проверьте предположение. Выберите Режим медленного черчения  , щелкните левой кнопкой мыши на затененной области, затем щелкните правой кнопкой мыши, выберите в меню пункт Найти объем и нажмите OK.
    •   Удерживая левую кнопку мыши на свободном пространстве рисунка, перемещайте мышь - вы увидите появляющуюся объемную фигуру.
    •   Теперь можно попробовать найти объем получившегося тела.
    •   Хороший способ для понимания основного принципа вычисления - сначала выбрать точку при х = 3 и перетащить ее ближе к другой точке, x = 1.
    •   Ученики должны увидеть, чем ближе друг к другу эти точки, тем больше новое тело напоминает диск, следовательно, полный объем тела вращения можно представить в виде суммы объемов таких дисков ("ломтиков", на которые можно нарезать тело вращения).

    Видеоурок

    В этом видеофильме подробно объясняется, как с помощью АвтоГрафа можно построить куб и все его плоскости симметрии.


    Полезные советы

    Совет 1

    Если вы хотите посмотреть, какими свойствами обладают трехмерные объекты, например, сколько у них плоскостей симметрии, вы можете воспользоваться шаблонными объектами, которые уже "встроены" в АвтоГраф.
    Откройте АвтоГраф в стандартном режиме и щелкните на значке Создать 3D лист.
    Щелкните на значке Ввод фигуры. Нажмите на кнопку Шаблоны и выберите фигуру.
    Теперь, удерживая левую кнопку мыши, рассмотрите эту фигуру со всех сторон.
    Если указатель находится на самой фигуре, то нажатие левой кнопки позволяет вам перетащить ее в другое место пространства.
    Аналогично, нажатие на одну из вершин позволяет перетащить ее в новое положение, то есть, изменить эту фигуру.

    Совет 2

    Оказывается, в АвтоГрафе очень легко менять масштаб изображения!
    Выберите инструмент Выделить и поместите указатель на любое свободное место чертежа. Теперь нажмите кнопку мыши и клавишу Ctrl (на Mac - Command) и поводите указателем вверх-вниз!

    АвтоГраф - виртуальный конструктор по основным разделам школьной математики. Предназначен для графического отображения математических объектов в одномерном, двумерном и трехмерном виде - геометрических фигур, графиков уравнений, результатов статистической обработки наборов данных.
    Видеоролик АвтоГрафа на сайте ИНТ.

    Стереометрия - не самая актуальная тема для Вас сегодня?
    АвтоГраф можно использовать и в других разделах школьной математики:
    - Функции и графики
    - Векторы и переносы
    - Системы координат
    - Уравнения и системы уравнений
    - Параметрические уравнения
    - Квадратичные функции
    - Теория вероятности и элементы статистики
    - Геометрия и тригонометрия
    - Дифференцирование и интегрирование

    Англоязычные ресурсы Интернета

    List of Autograph Activities


    Mr Barton's Autograph Activities
    (Веб-упражнения мистера Бартона, не требующие установки АвтоГрафа) <англ. яз>

    Videotutorials

    (Серия обучающих видеороликов) <англ. яз>

    Autograph Training Material 2012
    (Инструкции для начинающих пользователей АвтоГрафа) <англ. яз>

    WorkSheets by Alan Catley
    (Коллекция рабочих листов для ученика, разработанная Аланом Кэтли) <англ. яз>

    Видеоуроки на английском языке, созданные  Крейгом Бартоном (Craig Barton) Дугласом Батлером (Douglas Butler) и  Хасаном Лакисс (Hassan Lakiss).

    Autograph Activities  (Книги с упражнениями для АвтоГрафа) <англ. яз>

    Autograph Activities Books



       Твиттер АвтоГрафа

       АвтоГраф на Фейсбуке

       АвтоГраф в YouTube

       Сайт АвтоГрафа <англ. яз>

    Полный список англоязычных интернет-ресурсов на сайте Дугласа Батлера (Douglas Butler).


    Программные продукты ИНТ
    Математика


    АвтоГраф


    Живая Математика


    Живая Статистика


    Интерактивная Стереометрия


    ЛогоМиры Вероятности


    Математический кружок



    Мат-Решка 1-4




    Другие предметы

    List of Autograph Activities



    Подготовлено на основе материалов одного из ведущих английских методистов по школьной математике Крэйга Бартона, создателя сайта www.mrbartonmaths.com и консультанта дистанционного сообщества учителей средней школы (TES).
    Твиттер: @TESMaths.

    © Перевод на русский язык и адаптация ИНТ

           Яндекс.Метрика