С помощью игры на традиционных музыкальных инструментах формируются все компоненты музыкального слуха — тембровый, динамический, ритмический, мелодический.
Ударные и шумовые инструменты (Перкуссии)
Игра на таких инструментах способствует развитию, закреплению или корректированию чувства ритма и формированию тембрального слуха у детей.
Мелкие ручные ударные инструменты, звук в которых появляется от удара рукой, пальцами, палочкой или от соприкосновения двух твердых предметов, удары производятся по дереву, коже, и металлу — ксилофон, коробочка, хлопушка, кастаньеты, трещотки, барабан, бубен, тамбурин, гонги, тарелка, колокольцы, треугольники, звучащая чаша.
Мелкие ручные шумовые инструменты, звук которых производится путем встряхивания, потряхивания, пересыпания, трения предметов друг о друга. Больше всего инструментов, в которых мелкие сыпучие предметы (крупа, песок, камешки, семена) трутся, пересыпаются в замкнутом пространстве — погремушки, маракасы, шейкеры, шаркунки, бубенцы, рубель, инструменты «Дождь», «Ливень», «Океан».
Блокфлейты
Сравнительная легкость овладения этим бесхитростным инструментом (деревянная трубочка с 7 пальцевыми отверстиями на лицевой стороне и отверстием для большого пальца на тыльной стороне) и естественное звучание делают его идеальным для первоначального музицирования — сыграть свою любимую мелодию на блокфлейте может каждый ребенок. Активное коллективное музицирование, которое происходит на групповых занятиях, происходит параллельно с освоением музыкальной грамоты.
Гусли
Гусли Баюн имеют 15 струн, строй — диатонический от ноты «соль» малой октавы до ноты «соль» второй октавы. Можно проводить упражнения-игры двух видов. Тренировочные игры сопровождают показ какого-то приема и дают возможность потренироваться и приобрести некий навык. В творческом упражнении-игре ребенок имеет возможность применить по своему желанию любой из усвоенных игровых приемов или навыков. А преподавание основ музыкальной грамоты происходит параллельно с этими занятиями.