Лектор  Асонов Н.В., доктор политических наук, профессор

 
 
В лекции поэтапно раскрывается смысл и тесная взаимосвязь политической истории как особого направления социального процесса, затрагивающего властные интересы участников исторических событий, связанные с этими интересами изменения структуры политических систем, отражающие основные этапы их зарождения, развития, расцвета, затем неизбежного увядания (дискредитации) и гибели. Поскольку Россия вписана в общий контекст развития всего мирового сообщества, то на нее распространяются объективные законы жизнедеятельности и характер борьбы за политическое лидерство на всех уровнях.
Характер этой борьбы в значительной степени определяется тремя факторами. Это тенденции, носители которых, опираясь на экзогенный путь модернизации, стремились лишить Россию своего «цивилизационного лица» и навязать ей свою социально-политическую модель, лишающую ее права на суверенитет. Это эндогенно-экзогенный путь, ориентированный на заимствование господствующей политической силой России наиболее приемлемой для ее национально-исторического лица управленческой модели взятой из Византии. Благодаря ей Россия вошла в состав славяно-православной цивилизации, и с XV в. по настоящее время остается ее единственным и неоспоримым лидером, тогда как для всех остальных цивилизаций наша страна всегда была, есть и будет периферией их политического и культурного поля. Третий путь предусматривает сугубо национальное эндогенное развитие, требующее «очистить» всю систему социально-политических отношений от иностранных заимствований, искажающих национально-культурную природу коренных жителей России.
Поскольку в основе процессуального характера данной борьбы лежит идеологическая составляющая, рисующая некий идеальный (рекламный) образ желаемой управленческой модели, то идеология здесь выступает сразу в двух ракурсах. С одной стороны она остается важным элементом политической системы, без которой данная система функционировать не может. С другой стороны идеология выступает в качестве действенного ресурса власти, способного навязывать обществу в качестве истины один из трех означенных путей политической истории России и определить ее дальнейшую судьбу.