Проект Звезды представляет собой интерактивный справочник звездного неба. Небесная сфера разделена на 88 областей, известных как созвездия, границы которых были установлены Международным Астрономическим Союзом в 1930 году. В отличие от звезд, которые могут быть взвешены и измерены, для них имеют смысл понятия яркость и цвет, созвездия в действительности являются лишь плодом человеческого воображения — удобным изобретением для наблюдения звездного неба. Для того, чтобы расширять возможности эксперимента в этом проекте, звезды были сделаны видимыми на небе не только ночью, но и днем.
Как использовать проект
Продолжительность: 4-8 часов
В зависимости от возраста Ваших учеников Вы можете предложить им очень разные виды деятельности с использованием данного проекта.
Если в Ваши учебные планы входит наблюдение за ночным небом, то, возможно, Вам будет полезно заранее распечатать для своих учеников несколько копий необходимой Вам звездной карты. Предложите детям определить и выделить на карте каждое созвездие. Наверняка Вашим ученикам будет интересно сравнить компьютерную звездную карту с реальным звездным небом, которое они видят в данный момент. Попросите их нарисовать на карте любые дополнительные объекты, замеченные ими на небе.
Если Вашим ученикам еще пока сложно определять координаты того или иного места на земном шаре, то предложите им использовать координаты ближайшего от их местоположения города, из тех, что они смогут найти в списке городов на странице Местоположение. Попробуйте обсудить в классе идею временных зон. Предложите ученикам использовать информацию о географической долготе для того, чтобы вычислить разницу между местным временем и временем по Гринвичу. Проверьте, соответствуют ли результаты их вычислений часовому поясу, в котором находится Ваш населенный пункт.
Этот проект можно использовать для наблюдения за сезонными изменениями в перемещении Солнца по небосклону. Экспериментируя, вы сможете наблюдать, где Солнце всходит и где садится в Вашей местности в разное время года. Предложите ученикам установить в какой момент Солнце достигнет наивысшего положения. Обсудите с учениками, сильно ли изменяется долгота дня в вашей местности в течение года и почему.
Хотя небесные объекты в большинстве своем движутся по небу синхронно, это движение выглядит по-разному в разных широтах. Для того, чтобы увидеть это различие и понять, отчего оно происходит, будет полезно поэкспериментировать с широтой места «наблюдения».
Северный Полюс (90њN) На полюсах Вы сможете увидеть в течение года только одно небесное полушарие. Все звезды независимо от времени не изменяют своего положения, то есть не всходят и не заходят. |
Средние широты (45њN) В средних широтах, одно небесное полушарие видимо в течение всего года, а другое только часть времени. Вы сможете наблюдать за восходом и заходом за горизонт только части звезд. |
Экватор (0њ) На экваторе в течение года может быть увидена вся небесная сфера. Вы сможете наблюдать в течение суток за тем, как всходит или заходит за горизонт любая звезда небесной сферы. |
В своем годовом движении среди звезд Солнце описывает на небесной сфере полную окружность —эклиптику. Перемещаясь по эклиптике, Солнце последовательно переходит из одного созвездия в другое. Таких созвездий 12, они образуют так называемый зодиакальный пояс. Вы можете попробовать узнать названия зодиакальных созвездий экспериментальным путем. Через какое созвездие проходит Солнце в настоящее время? Или, наоборот, попросите учеников определить время нахождения Солнца в каком-либо конкретном зодиакальном созвездии.
Эта команда опустит перо у всех звезд-черепашек на листе.
Данный проект содержит много научной информации: фрагмент звездного каталога, список стандартных трехбуквенных сокращений для всех созвездий, алгоритм для расчета небесных координат Солнца и так далее. Проект, на наш взгляд, может представлять интерес для изучения курса астрономии не только в школе, но и в высших учебных заведениях.
Как создать проект
Продолжительность: 8-10 часов
На наш взгляд, этот проект включает в себя довольно сложное программирование. Один из способов облегчить создание подобного проекта состоит в том, чтобы изготовить просто звездную карту, на которой в зависимости от времени и местонахождения наблюдателя будут видимы те или иные звезды.
Пожалуйста, обратите внимание учеников на то обстоятельство, что звездные карты отличаются от обычных. Север расположен наверху карты, запад — справа, а восток — слева. Почему? Попытайтесь представить себе, как Вы изучаете карту звездного неба на экране Вашего компьютера, держа его над головой.