Лектор: И. В. Макарьев, кандидат философских наук, доцент кафедры философии
Проблемы социальной философии всегда занимали одно из первых мест в русской философской традиции. Можно сказать, что социально-философская рефлексия была обязательной составляющей философского отношения к миру. В данной лекции речь идет о некоторых аспектах социально-философского мышления в России, на примере сравнительного анализа позиций двух выдающихся русских мыслителей первой половины ХХ века – Л.П. Карсавина и Г.П. Федотова, касающихся их отношения к философскому осмыслению исторического процесса.
Лев Платонович Карсавин (1882-1952) – знаменитый русский религиозный философ, историк-медиевист, вынужденный в 1922 году эмигрировать из России. В 1920 году опубликовал труд “Введение в историю”, который в 1923 году переделал в масштабную “Философию истории”. “Философия истории” Карсавина – работа, посвященная философскому осмыслению истории с христианских позиций. В основе философии истории Карсавина лежит своеобразно переделанная “философия всеединства”, с опорой на раннехристианских учения и русскую философскую традицию.
Философия истории, по Л.П. Карсавину, ставит три основные задачи. Во-первых, она исследует “первоначала исторического бытия, которые вместе с тем являются и основными началами исторического знания, истории как науки”. В силу этого философия истории является теорией истории. Во-вторых, она рассматривает «первоначала» в единстве бытия и познания, т. е. “указывает значение и место исторического в целом мира и в отношении к абсолютному Бытию”. И в-третьих, ее задача заключается в познании и изображении конкретного исторического процесса в его целом, в раскрытии смысла этого процесса. Она предстает перед нами, как метафизика истории, но, в отличие от традиционной метафизики, мыслится не в отвлечение от “конкретной эмпирии”, но как конкретное познание исторического процесса в “свете наивысших метафизических идей”.
Георгий Петрович Федотов (1886-1951) – русский историк-медиевист и религиозный философ, специализировавшийся на проблемах европейского средневековья. В 1925 году был вынужден покинуть Россию. В эмиграции написал свои лучшие статьи, посвященные социально-философской проблематике, которые были позднее изданы в книге “Судьба и грехи России”. Это, прежде всего, статьи: “Трагедия интеллигенции”, “Россия Ключевского”, “Изучение России” и другие. В этих статьях ставятся проблемы философского осмысления судьбы России в контексте рассмотрения проблем историографии и истории гуманитарных наук в целом. Важно отметить, что в отличие от Л.П. Карсавина в трудах Г.П. Федотова мы не встретим единой, всеохватывающей теории исторического процесса. Федотов, отказавшись от традиционного понимания исторического процесса как “теории”, оставшись скорее историком, чем философом (“теоретиком”), между тем остается сегодня одним из самых выдающихся русских мыслителей ХХ века.