Лектор — М.М. Мусарский, доктор экономических наук, профессор
Современная стратегия развития образования ставит задачу повышения доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов. Сегодня усилия направлены на стимулирование инноваций за счет стремления школы к поддержанию и постоянному повышению качества и конкурентоспособности, роста возможностей образовательного выбора для обучающихся, повышения автономии образовательных организаций и оптимизации бюджетных расходов. Реализация этих задач предполагает активный переход на нормативное подушевое финансирование в системе образования, передачу образовательным организациям финансово-хозяйственных функций, предусмотренных законодательством.
Модернизация образования происходит в условиях бюджетной реформы. Ключевым направлением в этих условиях является построение эффективных способов и механизмов финансирования, направленных на повышение качественных результатов деятельности образовательных учреждений, выявление и ликвидацию существующих неэффективных расходов, направление высвободившихся средств на решение актуальных проблем отрасли, прежде всего, на повышение заработной платы работников образования в рамках выделяемых субсидий.
Оптимизация механизма управления бюджетными ресурсами сводится к переходу от ассигнований на текущее содержание учреждений образования к финансированию оказываемых ими услуг на основе задания учредителя. Задание должно обеспечивать увязку показателей объемов и качества предоставляемых образовательными учреждениями услуг (выполнения работ) с размерами направляемых на эти цели средств бюджета соответствующего уровня.
Обеспечение доступности и качества социальных услуг для различных групп населения требует четкого нормативно-правового регулирования условий привлечения внебюджетных средств и их использования; обеспечения защиты прав потребителей; перехода к конкурентным и контрактным механизмам финансирования учреждений и организаций образования. Повышение эффективности экономических отношений достигается за счет увеличения организационно-правовых форм и моделей как государственных, так и негосударственных организаций. Принципиально, что речь идет не о замещении, а о расширении возможных организационно-правовых форм, в частности за счет автономных учреждений.