Лектор  М.М. Мусарский, доктор экономических наук, профессор
 
 
Современная стратегия развития образования ставит задачу повышения доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов. Сегодня усилия направлены на стимулирование инноваций за счет стремления школы к поддержанию и постоянному повышению качества и конкурентоспособности, роста возможностей образовательного выбора для обучающихся, повышения автономии образовательных организаций и оптимизации бюджетных расходов. Реализация этих задач предполагает активный переход на нормативное подушевое финансирование в системе образования, передачу образовательным организациям финансово-хозяйственных функций, предусмотренных законодательством.
Модернизация образования происходит в условиях бюджетной реформы. Ключевым направлением в этих условиях является построение эффективных способов и механизмов финансирования, направленных на повышение качественных результатов деятельности образовательных учреждений, выявление и ликвидацию существующих неэффективных расходов, направление высвободившихся средств на решение актуальных проблем отрасли, прежде всего, на повышение заработной платы работников образования в рамках выделяемых субсидий.
Оптимизация механизма управления бюджетными ресурсами сводится к переходу от ассигнований на текущее содержание учреждений образования к финансированию оказываемых ими услуг на основе задания учредителя. Задание должно обеспечивать увязку показателей объемов и качества предоставляемых образовательными учреждениями услуг (выполнения работ) с размерами направляемых на эти цели средств бюджета соответствующего уровня.
Обеспечение доступности и качества социальных услуг для различных групп населения требует четкого нормативно-правового регулирования условий привлечения внебюджетных средств и их использования; обеспечения защиты прав потребителей; перехода к конкурентным и контрактным механизмам финансирования учреждений и организаций образования. Повышение эффективности экономических отношений достигается за счет увеличения организационно-правовых форм и моделей как государственных, так и негосударственных организаций. Принципиально, что речь идет не о замещении, а о расширении возможных организационно-правовых форм, в частности за счет автономных учреждений.